Балерина
Борис Цветков
Репетиция под скрипку:
ты спокойна и свободна,
но в движениях покорна,
и меж вами все так зыбко,
что, рукой касаясь робко,
на него взглянула кротко,
и…осталась непреклонна,
подавив полуулыбку.
Репетиция под скрипку:
тоже магия искусства,
от которого чуть грустно,
но, дает душе подпитку
насладиться тем напитком,
и без права на ошибку,
изливаешь свои чувства,
в танце, что любовью выткан…
История Русского Балета
Вера Кемская
В семнадцатом веку по воле Алексея
В Прибрежном около его дворца
Балет впервые показали русской знати,
Где танцы исполняли французов образца.
В «Хоромине», театре летнем царском
Сады, пруды служили декорацией прекрасной.
На Масленицу у Николая Лима постановка получилась,
И музыка от Щютца в танце замечательно сложилась.
И царь Петр Первый внёс свой вклад в балет,
Заставив досконально изучать свой новый этикет.
Тогда, танцуя на приёмах менуэты и контрансы,
Придворные учили все балета выкрутасы.
Затем и «Сухопутный Шляхтный Корпус» появился,
И настоящий русский там балет родился.
А танцмейстером зачислили Ланде,
Он основал впервые класс в Зимнем Дворце.
Набрав двенадцать небольших детей,
Он обучал балетной мудрости своей,
Так появилась труппа постоянная в России,
Артисты танцевали всё, чему их научили.
Екатерина, как известно, из Европы родом
И знала толк, как надлежаще петь балету оды.
С её времен традиции хорошие открылись,
Помещичьи театры в России появились.
Нащокин из помещиков особо отличился,
Своим театром он воистину гордился,
Артистов он прекрасных подбирал,
И высший класс его театр предпочитал.
Царь Анджолини в Императорский театр направил,
Он в танец русского звучания добавил,
И ввёл в него свой новый русский колорит,
Считал, что так прекрасней музыка звучит.
И надо должное отдать Дидло,
Его из Франции в Россию занесло.
При нём балет достиг немыслимых красот,
Рукоплескания, аншлагов и высот.
И расцвели отечества таланты
Во времена правления Второго Александра,
На сцене появились новые балеты
По русским сказкам ставились сюжеты.
Нельзя не вспомнить Михаила Фокина,
Его блестящий постановочный восход,
Как воплощал в балет драматургию,
Обдумав каждый мелкий эпизод.
А сколько в те года талантов процветало,
Как Анна Павлова прекрасно танцевала!
Истомина у Пушкина восторг от танца вызывала,
Карсавина в Мариинке в классике блистала.
Кшесинская Матильда в русском танце хороша!
Не зря Романовых князей сводила танцами с ума,
И до восьмидесяти лет её отец на сцене жил,
Он лучшим исполнителем мазурки слыл.
Нам не забыть прекрасных балерин,
С каким восторгом восхищался ими мир,
Неповторимым лебедем Уланова плыла,
Прыжок «кольцо» Плисецкой помним мы всегда.
Наследие прекрасное в балете русском
Пришло к нам с тех далеких дней,
И продолжает молодое поколение с успехом
Все лучшее вбирать от тех корней.
Балерина
Владимир Бордюгов
Она войдёт, как рыцарь на турнир,
Как Жанна на костёр, расправив плечи,
Прекрасная, с изяществом ампир,
Чтобы блистать на сцене в этот вечер.
Аншлаг, аплодисменты, и - антре,
И блеск в глазах, и дерзкая улыбка,
Большой балет, не танцы варьете,
Она одна здесь прима, прочь - ошибка.
Бризе, полёт над сценой, фуэте,
Мельканье ног под лёгкий стук пуантов.
Не сводит взгляд всё знающий партер,
Как-будто видя россыпь бриллиантов.
И вот уже решающий гранд па,
Оркестра завершающая кода,
От боли иль от счастия слеза,
Цветы, как знак признания народа.
Зал встал и рукоплещет в полный рост,
И первый педагог и лучший зритель...
Ей скупо аплодирует и тот,
Кто рад стекло в пуанты ей подсыпать...
Балерина
Галина Дядина
Не столяр она, не токарь,
Грациозна и тонка,
В день сыта стаканом сока,
Хоть работа - у станка!
Помогает балерине
Стать воздушнее станок,
Обозначить плавность линий,
Отточить носочки ног,
Чтоб на сцене, словно в сказке,
Ей порхалось вверх и вниз,
Чтоб столяр и токарь в маске
Ей из лож кричали: «Бис!»
Балет
Галина Турчина
Предпочитаю опере - балет,
Где царство музыки и танца.
Без перевода иностранцу
Расскажет молча о любви дуэт.
Понятна нам безумная Жизель
В отчаянии безотчётном,
В стремлении души полётном
Уланова - парящая газель.
Плисецкая -Кармен, сплошной экстаз,
В волшебном "Лебеде" у Майи руки
Струятся, как печали звуки
И соблазняют в "Вешних водах" нас.
Спартак-Васильев и Лиепа-Красс
Сошлись в дуэли беспощадной
И с музыкой незаурядной
Влекут к себе без громких фраз.
-----
Представить не могу себе, что вдруг
Бессмертной классике балета
На сцену не дадут билета,
И не услышу я пуантов лёгкий стук...
Балерина
Григорий Крылов
Вместо серого, скучного текста
Колесом изогнула пуант,
Руки, с нежною плавностью теста,
Осторожно затронули бант.
И легка и мягка, как перина,
И спиною играет сюжет.
Краем глаз и носком балерина
Посылает галерке привет.
А луна за кулисы стремится,
На полу умирает твой принц.
И уменье рыдать пригодится
Полукружью испанских ресниц.
Только занавес быстро изменит,
Всех восторгов закончится зной.
И печально заноют колени,
А еще возвращаться домой.
Балерина
Елена Анирусс
Балерина на пуантах -
Невозможно неземная, -
Замирали оркестранты,
От восторга нот не зная.
Под огнями рамп победно
легкой бабочкой кружилась, -
Укрывал костюм балетный
Ног натянутые жилы,
Незаметные для глаза,
Обретали смысл в движеньях
Из зеркал ее танцкласса
Миллионы отражений.
Балерина
Жанна Борисова
Нежно-розовая пачка и атласные пуанты,
Танцевавшая в спектакле, балерина - в свете рампы.
Взрыв оваций, крики браво, жар растёкшегося грима,
И на сцену, всю в букетах, на поклон выходит прима.
В глубине закрытой ложи кто-то прячется в овале,
Потирая молча руки в аплодирующем зале.
Все артисты - принадлежность "Карабасов Барабасов",
Выбирают их для встречи словно кукол из пластмассы.
Перед зеркалом в гримёрной балерина отдыхает.
К ней с конвертом и цветами входит юноша, вздыхая.
На колени встав, заплакал, руки ей целуя страстно:
"Откажи им, дорогая, пригласили - и напрасно!"
"Не поехать... Разве можно? Если только вскрою вены!
В худшем случае - посадят, в лучшем - выгонят со сцены..."
Постепенно гаснет люстра, вечер кончился волшебный.
Торопясь, спешат артисты в двери выходов служебных.
Опустел театр и площадь с отъезжающим народом.
Только чёрные "Маруси" продолжают ждать у входа.
От машин в ночном молчанье веет страхом грозной власти...
И балетная фигурка исчезает в тёмной пасти.
Лебедь
Игорь Григоров
Публика. Нелепый
Привкус декаданса.
Умирает лебедь
От руки Сен-Санса.
Разве выбирает
Он судьбу такую?
Лебедь умирает.
Публика ликует.
Балетный танец
Инесса Митина
Откуда в маленьком создании
Взлететь есть силы, как в мечтах,
Где руки - крыльев обладание,
А ножки разбежались - ох! и ах!
Все смотрят в упоении на чудо,
Взлетая выше с ним в мечтах,
Приходит наслаждение, откуда?
Неужто просто от - ох! и ах!
Балет нас учит, будоражит,
Поднимет выше облаков,
Фигурой, силуэтом всех уважит,
Балетный танец - он таков!
Маленькие балеринки
Лара Кочубеева
Маленькие балеринки -
Так воздушны, как пушинки!
Занимаются балетом:
Реверансы, пируэты,
Па де ша, плие, батман,
Грациозность, гибкий стан!
Пусть они ещё все крошки,
Подрастут совсем немножко
И прославят на весь свет -
Знаменитый наш балет!
Балерине
Лидия Дунай
Мне обо всём расскажут руки,
они, как два живых крыла,
и под космические звуки
от них идёт волна тепла.
Мне всё расскажут эти пальцы,
пойму все чёрточки души,
в Вас есть и милая приятца,
и всё, чем дорога мне жизнь.
О, Ваша магия движенья,
слежу, как вор и не мигаю,
Вы - наслажденье, наважденье...
я Ваши руки воспеваю!
Балет
Людмила Галкина 2
Балет в театре, музыка играет,
Зал замер от немого восхищенья.
Легко по сцене девушки порхают,
Смотреть на них- большое наслажденье.
Изящны балерины, грациозны,
Отталкиваясь, в воздухе парят.
В них не влюбиться- просто невозможно,
Движения о многом говорят.
Вот Прима мягко делает прыжок,
А вот она уже на одной ножке,
Себя раскручивает, будто бы- волчок,
И с нею закружились все немножко.
Эмоций много танец выражает,
В нём, страсть, огонь и вечная любовь.
А музыка лишь, чувства добавляет,
Зал замирает от восторга вновь...
Балет - высокое, изящное искусство,
В нём танцы утончённы и прекрасны,
Поставлены всегда с отменным вкусом,
Балет мы с Вами любим не напрасно.
Балет
Звучала музыкальная сюита,
На сцене исторический балет.
И будто, как из моря Афродита,
Волной выходит весело мюзет.
Интриги и роскошные наряды,
Волынки чуть плаксивый разговор.
Жеманство вкуса фрукта авокадо,
Все то, чем занят был французский двор.
Легкий вздох из ложи бельэтажа,
Герой воздушно девушку кружит,
Мастерство любовного коллажа -
Тема впечатлительной души.
Талантливо, старательно танцоры
Делают синхронный пируэт,
Сверху ожидает Терпсихора,
Когда король прибудет, менуэт.
Закончены дворцовые сюжеты,
Овации, цветы, в восторге зал…
Ах, если б в мире не было балета,
То Бог бы все равно его создал.
Ритм, размер и ритурнели,
Стук привычных кастаньет,
Грация мадмуазели,
Ярко-красный платья цвет.
Каблучковое дробленье
И причудливый узор
Добавляют настроенья
В нарастающий мажор.
Глаз припал к телодвиженью,
Танец скотчем держит власть.
Не торопиться к паденью
Целомудренная страсть.
Все в внутри ингредиенты,
Снаружи мелкие штрихи.
Потом цветы, аплодисменты,
А на фуршет вино, стихи.
Адью, до будущих мистерий,
Спасибо вам, мадемуазель,
За показ своих феерий.
И вам мерси, месье Равель.
Адажио
Адажио даже
имело б значение,
когда б означало
лишь темп – замедление.
Но есть и значение
большего веса:
адажио – это отдельная пьеса,
звучащая медленно
и благородно.
В балетных спектаклях
оно превосходно!
Балет
Нелли Вахрушева
Батман тандю и фоете,
Из миллиона повторений,
Натянутость самих движений,
В небесно-лёгкой красоте.
Прыжки воздушны и легки,
Вмиг зрелище собой поглотит,
Биенье музыки и плоти,
До дрожи вытянув носки.
Волнение, сцена и триумф,
Где силы, будто на исходе,
Всем только, кажется в полёте,
Всех этим видом обманув,
Усталость болью по спине,
И рук изнеможенных плети,
За годы тренировок, плечи,
В прозрачно-хрупкой худобе.
За сценой многолетний труд,
Упрямство, долгое терпение,
Пройти, чтоб через все мучения,
Но только в танце так живут.
Бетховен, Бах звучит в висках,
Те заколдованные звуки,
Протяжно ноты тянут фуги,
Мир балерины на носках.
В балетном классе
Предпочитаю опере - балет,
Где царство музыки и танца.
Без перевода иностранцу
Расскажет молча о любви дуэт.
Понятна нам безумная Жизель
В отчаянии безотчётном,
В стремлении души полётном
Уланова - парящая газель.
Плисецкая -Кармен, сплошной экстаз,
В волшебном "Лебеде" у Майи руки
Струятся, как печали звуки
И соблазняют в "Вешних водах" нас.
Спартак-Васильев и Лиепа-Красс
Сошлись в дуэли беспощадной
И с музыкой незаурядной
Влекут к себе без громких фраз.
-----
Представить не могу себе, что вдруг
Бессмертной классике балета
На сцену не дадут билета,
И не услышу я пуантов лёгкий стук...
Балерина
Григорий Крылов
Вместо серого, скучного текста
Колесом изогнула пуант,
Руки, с нежною плавностью теста,
Осторожно затронули бант.
И легка и мягка, как перина,
И спиною играет сюжет.
Краем глаз и носком балерина
Посылает галерке привет.
А луна за кулисы стремится,
На полу умирает твой принц.
И уменье рыдать пригодится
Полукружью испанских ресниц.
Только занавес быстро изменит,
Всех восторгов закончится зной.
И печально заноют колени,
А еще возвращаться домой.
Балерина
Елена Анирусс
Балерина на пуантах -
Невозможно неземная, -
Замирали оркестранты,
От восторга нот не зная.
Под огнями рамп победно
легкой бабочкой кружилась, -
Укрывал костюм балетный
Ног натянутые жилы,
Незаметные для глаза,
Обретали смысл в движеньях
Из зеркал ее танцкласса
Миллионы отражений.
Балерина
Жанна Борисова
Нежно-розовая пачка и атласные пуанты,
Танцевавшая в спектакле, балерина - в свете рампы.
Взрыв оваций, крики браво, жар растёкшегося грима,
И на сцену, всю в букетах, на поклон выходит прима.
В глубине закрытой ложи кто-то прячется в овале,
Потирая молча руки в аплодирующем зале.
Все артисты - принадлежность "Карабасов Барабасов",
Выбирают их для встречи словно кукол из пластмассы.
Перед зеркалом в гримёрной балерина отдыхает.
К ней с конвертом и цветами входит юноша, вздыхая.
На колени встав, заплакал, руки ей целуя страстно:
"Откажи им, дорогая, пригласили - и напрасно!"
"Не поехать... Разве можно? Если только вскрою вены!
В худшем случае - посадят, в лучшем - выгонят со сцены..."
Постепенно гаснет люстра, вечер кончился волшебный.
Торопясь, спешат артисты в двери выходов служебных.
Опустел театр и площадь с отъезжающим народом.
Только чёрные "Маруси" продолжают ждать у входа.
От машин в ночном молчанье веет страхом грозной власти...
И балетная фигурка исчезает в тёмной пасти.
Лебедь
Игорь Григоров
Публика. Нелепый
Привкус декаданса.
Умирает лебедь
От руки Сен-Санса.
Разве выбирает
Он судьбу такую?
Лебедь умирает.
Публика ликует.
Балетный танец
Инесса Митина
Откуда в маленьком создании
Взлететь есть силы, как в мечтах,
Где руки - крыльев обладание,
А ножки разбежались - ох! и ах!
Все смотрят в упоении на чудо,
Взлетая выше с ним в мечтах,
Приходит наслаждение, откуда?
Неужто просто от - ох! и ах!
Балет нас учит, будоражит,
Поднимет выше облаков,
Фигурой, силуэтом всех уважит,
Балетный танец - он таков!
Лара Кочубеева
Маленькие балеринки -
Так воздушны, как пушинки!
Занимаются балетом:
Реверансы, пируэты,
Па де ша, плие, батман,
Грациозность, гибкий стан!
Пусть они ещё все крошки,
Подрастут совсем немножко
И прославят на весь свет -
Знаменитый наш балет!
Балерине
Лидия Дунай
Мне обо всём расскажут руки,
они, как два живых крыла,
и под космические звуки
от них идёт волна тепла.
Мне всё расскажут эти пальцы,
пойму все чёрточки души,
в Вас есть и милая приятца,
и всё, чем дорога мне жизнь.
О, Ваша магия движенья,
слежу, как вор и не мигаю,
Вы - наслажденье, наважденье...
я Ваши руки воспеваю!
Балет
Людмила Галкина 2
Балет в театре, музыка играет,
Зал замер от немого восхищенья.
Легко по сцене девушки порхают,
Смотреть на них- большое наслажденье.
Изящны балерины, грациозны,
Отталкиваясь, в воздухе парят.
В них не влюбиться- просто невозможно,
Движения о многом говорят.
Вот Прима мягко делает прыжок,
А вот она уже на одной ножке,
Себя раскручивает, будто бы- волчок,
И с нею закружились все немножко.
Эмоций много танец выражает,
В нём, страсть, огонь и вечная любовь.
А музыка лишь, чувства добавляет,
Зал замирает от восторга вновь...
Балет - высокое, изящное искусство,
В нём танцы утончённы и прекрасны,
Поставлены всегда с отменным вкусом,
Балет мы с Вами любим не напрасно.
Балет
Людмила Куликова 2
Звучала музыкальная сюита,
На сцене исторический балет.
И будто, как из моря Афродита,
Волной выходит весело мюзет.
Интриги и роскошные наряды,
Волынки чуть плаксивый разговор.
Жеманство вкуса фрукта авокадо,
Все то, чем занят был французский двор.
Легкий вздох из ложи бельэтажа,
Герой воздушно девушку кружит,
Мастерство любовного коллажа -
Тема впечатлительной души.
Талантливо, старательно танцоры
Делают синхронный пируэт,
Сверху ожидает Терпсихора,
Когда король прибудет, менуэт.
Закончены дворцовые сюжеты,
Овации, цветы, в восторге зал…
Ах, если б в мире не было балета,
То Бог бы все равно его создал.
Болеро
Людмила Куликова 2
Ритм, размер и ритурнели,
Стук привычных кастаньет,
Грация мадмуазели,
Ярко-красный платья цвет.
Каблучковое дробленье
И причудливый узор
Добавляют настроенья
В нарастающий мажор.
Глаз припал к телодвиженью,
Танец скотчем держит власть.
Не торопиться к паденью
Целомудренная страсть.
Все в внутри ингредиенты,
Снаружи мелкие штрихи.
Потом цветы, аплодисменты,
А на фуршет вино, стихи.
Адью, до будущих мистерий,
Спасибо вам, мадемуазель,
За показ своих феерий.
И вам мерси, месье Равель.
Адажио
Мовшович Анатолий Григорьевич
Адажио даже
имело б значение,
когда б означало
лишь темп – замедление.
Но есть и значение
большего веса:
адажио – это отдельная пьеса,
звучащая медленно
и благородно.
В балетных спектаклях
оно превосходно!
Балет
Нелли Вахрушева
Батман тандю и фоете,
Из миллиона повторений,
Натянутость самих движений,
В небесно-лёгкой красоте.
Прыжки воздушны и легки,
Вмиг зрелище собой поглотит,
Биенье музыки и плоти,
До дрожи вытянув носки.
Волнение, сцена и триумф,
Где силы, будто на исходе,
Всем только, кажется в полёте,
Всех этим видом обманув,
Усталость болью по спине,
И рук изнеможенных плети,
За годы тренировок, плечи,
В прозрачно-хрупкой худобе.
За сценой многолетний труд,
Упрямство, долгое терпение,
Пройти, чтоб через все мучения,
Но только в танце так живут.
Бетховен, Бах звучит в висках,
Те заколдованные звуки,
Протяжно ноты тянут фуги,
Мир балерины на носках.
В балетном классе
Олег Гринякин
Птицей, птицею залётной,
тем, чего не может быть,
билась музыка о стёкла,
продолжая в танце жить.
Эту жизнь творили руки -
два трепещущих крыла...
Встречи, встречи и разлуки -
росчерк быстрого пера.
И, казалось - в зал бросает
солнце радужный букет.
И, вот-вот, возьмёт растает
класс балетный...
Нет, нет, нет -
не успеть за чародейкой!
Кисть устала свет ловить.
Подскажи, какой линейкой
измерять богатства нить?!
...
Вновь бинтуются пуанты.
Лучик в танце жить готов.
Русь богата на таланты,
как, наверное, никто!
Балет
Рита Лященко
Музыка звучит и есть движения.
Руки, ноги пишут предложения.
Ясно действо, хоть ни слова нет.
Есть язык у танца - то...балет.
Майя Плисецкая
Людмила Лидер
Сен-Санс... затих внезапно зал.
Забилось сердце в ожидании,
Свет рампы тихо замерцал,
Перед трепещущим свиданием.
Из тайны чёрной немоты,
Колечко света выплывает,
А в нём любимица Земли -
Неподражаемая МАЙЯ!
Широкий шаг, высокий мах
И вот она уже в полёте,
Плывёт на ласковых волнах,
И фуэте водовороте!
В алмазных радужных тонах,
Её величия свечение,
Красивых рук, волшебный взмах
Приводит душу в изумление.
Лебяжьей шеи белый снег,
И ног послушных совершенство,
Уносит в сказочный ковчег,
И дарит радости блаженство.
Сен-Санс... и рукоплещет зал,
На сцене "лебедь умирает,"
Таланта яркий пьедестал,
Бриллиантом сказочным сверкает!
Гармония и красота
Её Божестванных движений,
Не повторится никогда,
Она - неповторимый гений!
тем, чего не может быть,
билась музыка о стёкла,
продолжая в танце жить.
Эту жизнь творили руки -
два трепещущих крыла...
Встречи, встречи и разлуки -
росчерк быстрого пера.
И, казалось - в зал бросает
солнце радужный букет.
И, вот-вот, возьмёт растает
класс балетный...
Нет, нет, нет -
не успеть за чародейкой!
Кисть устала свет ловить.
Подскажи, какой линейкой
измерять богатства нить?!
...
Вновь бинтуются пуанты.
Лучик в танце жить готов.
Русь богата на таланты,
как, наверное, никто!
Балет
Рита Лященко
Музыка звучит и есть движения.
Руки, ноги пишут предложения.
Ясно действо, хоть ни слова нет.
Есть язык у танца - то...балет.
Майя Плисецкая
Людмила Лидер
Сен-Санс... затих внезапно зал.
Забилось сердце в ожидании,
Свет рампы тихо замерцал,
Перед трепещущим свиданием.
Из тайны чёрной немоты,
Колечко света выплывает,
А в нём любимица Земли -
Неподражаемая МАЙЯ!
Широкий шаг, высокий мах
И вот она уже в полёте,
Плывёт на ласковых волнах,
И фуэте водовороте!
В алмазных радужных тонах,
Её величия свечение,
Красивых рук, волшебный взмах
Приводит душу в изумление.
Лебяжьей шеи белый снег,
И ног послушных совершенство,
Уносит в сказочный ковчег,
И дарит радости блаженство.
Сен-Санс... и рукоплещет зал,
На сцене "лебедь умирает,"
Таланта яркий пьедестал,
Бриллиантом сказочным сверкает!
Гармония и красота
Её Божестванных движений,
Не повторится никогда,
Она - неповторимый гений!